en uk pl es ro
РЫБАЛКА
Категория О РЫБАЛКЕ  

Выбор фольги для мормышки


2017-12-25 00:00:00

Для изготовления металлической чашечки мормышки нам потребуется фольга (рис. 21-25). Эта фольга может быть разных цветов. Она может быть латунная, медная или серебряная. Многие, да и мы сами поначалу, делали мормышки, не обращая внимания на цвет фольги. Мы брали любую фольгу, какая у нас была, делали мормышку, потом окрашивали тело мормышки в черный цвет. Со временем мы пошли по пути упрощения, и даже перестали красить мормышки в черный цвет. Сегодня мы используем водостойкие маркеры, которые пишут по стеклу, и любую мормышку можем быстро перекрасить в любой нужный нам цвет – красный, зеленый, черный, – под цвет того корма, которым питается рыба. Кроме того, при окрашивании мормышки можно исходить из цвета окружающего фона, с которым она должна контрастировать: на песчаном дне – темная мормышка, на темном – наоборот, светлая. К этому следует подходить творчески. Следует отметить, что в конце концов мы пришли к выводу, что самым универсальным цветом безмотыльной мормышки является белый. В идеале мормышка должна иметь чашечку из серебра. Сейчас мы расскажем, как сделать мормышку с серебряной чашечкой. Чем хорош серебряный цвет. Во-первых, натуральный цвет серебра очень хорошо имитирует цвет рыбьей чешуи, и у рыбы он в большинстве случаев не вызывает никаких подозрений. Во-вторых, его очень легко перекрасить с помощью тех же водостойких маркеров. Поэтому нет особого смысла использовать более темные оттенки – например, медный или латунный. Кроме того, мормышку с серебряным верхом очень легко сделать двухцветной, то есть верх оставить серебряным, а припой снизу покрасить маркером, например, в черный цвет, или наоборот. Таким образом, маркеры очень расширяют возможности рыболова.

Рис. 21-26 Для изготовления серебряной мормышки можно использовать различное серебро – расклепывать ложки, вилки, но гораздо удобнее пользоваться серебряной проволокой (рис. 21-26). Эта проволока целиком изготовлена из технического серебра. Мы сейчас расплющим проволоку, затем нарежем из нее заготовки для мормышек, придадим им нужную форму и спаяем. Это делается очень просто и быстро. Берем проволоку и начинаем расплющивать ее молотком. Тометим, что если вы используете не проволоку, а серебряную вилку или ложку, то лучше ее не расплющивать, а дать кому-нибудь на заводе, чтобы раскатали ее на прессе или на вальцах, и с нее уже нарезать мелкие заготовки под мормышки.

Рис. 21-27 На рис. 21-27 показана раскатанная мельхиоровая ложка, серебряную можно так же раскатать. Если бы мы использовали ложку или вилку, ее пришлось бы постоянно нагревать, поскольку разогретый на огне металл становится мягче, его легче расплющить. Но техническое серебро очень легко плющится даже без термической обработки, так что проволоку мы сможем расклепать, не прибегая ни к каким ухищрениям.

Рис. 21-28

Рис. 21-29 Вырезаем четыре заготовки (рис. 21-29).

Рис. 21-30

Рис. 21-31 Сейчас из этих четырех заготовок мы сделаем две мормышки, которые будут иметь плоский верх и загнутый хвостик, и две мормышки выпуклой формы. Выпуклую форму получить очень легко: берем надфиль и тыльной стороной нажимаем на заготовки, даже не надо ударять молотком (рис. 21-30, 21-31). Получаются маленькие ребрышки, и мормышка приобретает полукруглую форму, чем-то напоминающую личинку. Многие думают, что изготовить мормышку так же сложно, как и блоху подковать, на самом деле все очень просто. К сожалению, хороших безмотыльных мормышек в магазинах не продается, поэтому приходится их изготавливать своими руками.

Рис. 21-32

Рис. 21-33 У нас есть две заготовки под мормышки с плоским верхом и две – под мормышки с более изящным верхом (рис. 21-32). Играть они будут примерно одинаково, поэтому можете делать такие, какие вам больше понравятся. На рис. 21-33 видна чашечка с обратной стороны. Мы обычным надфилем продавили в ней пазики, и получилась такая ребристая поверхность, имитация личинки. Теперь нам надо припаять крючок, сверху при помощи паяльника залить припоем и просверлить отверстие. После того как мормышка будет готова, останется оснастить ее бисером и протестировать в воде. Включаем паяльник и протравливаем кислотой крючок и чашечку. Серебро паяется очень легко, поэтому протравливать серебряную подложку не обязательно. Открываем ортофосфорную кислоту. Очень важно правильно припаять крючок. Как известно, крючок имеет или колечко, или лопаточку. Если бы цевье крючка было длинным, нам пришлось бы откусить колечко. Но крючок без колечка нужно очень тщательно залуживать, потому что если он будет держаться только за счет проволочки, без всяких зазубринок и без лопаточек, он будет проворачиваться в теле мормышки. Поэтому, если длины тела мормышки хватает, чтобы крючок расположился в ней вместе с колечком, то лучше колечко сохранить. Располагая крючок, мы должны рассчитывать на то, что будем просверливать в мормышке отверстие. И если крючок будет стоять на оси того отверстия, которое надо просверлить, то придется или перепаивать мормышку, или просто сломать. Поэтому, прикладывая крючок к заготовке, сразу надо рассчитать, чтобы при сверлении отверстия сверло не уперлось в колечко крючка. А колечко мы специально здесь оставляем, потому что размера крючка вполне достаточно для того, чтобы мормышка нормально работала. Протравливаем крючок кислотой, ждем, пока разогреется паяльник. Некоторые рыболовы поступают следующим образом. Они откусывают колечко и сразу надевают на крючок бисеринки. Но мы так не поступаем. Нам проще спаять мормышку с крючком, а потом надеть бисеринку, которая имеет больший диаметр, чем бородка, и зафиксировать эту бисеринку маленьким кусочком кембрика – изоляции от провода, или кусочком резинки, пластинки и т. п. Берем паяльник и залуживаем крючок. Залуживать надо качественно, чтобы он хорошо держался в теле мормышки. Затем наносим немного кислоты на подложку. Кислота нужна для того, чтобы припой ложился более ровным слоем. Если мы будем паять без кислоты, поверхность мормышки может получиться неровной. А нам нужно, чтобы мормышка имела ровную поверхность.

Рис. 21-34

Рис. 21-35 Паяем на плоской поверхности, не нужны никакие наклоны, как при изготовлении блесен.

Рис. 21-36 Если поверхность припоя получилась неровной (рис. 21-36), перепаиваем заново: придерживаем крючок, смачиваем припой кислотой и паяем.

Рис. 21-37 Спаяли, смотрим – мормышка тонковата (рис. 21-37), надо добавить еще припоя. Наносим немного кислоты. Поскольку мы используем не канифоль, а кислоту, поверхность мормышки получается очень ровной и гладкой. Наносим еще немного припоя. Паять следует до того момента, чтобы казалось – добавь еще чуть-чуть припоя, и он начнет стекать с металлической подложки. Подложка готова, остается просверлить отверстие. Толщина достаточная, длина цевья выступает из мормышки достаточно для того, чтобы бисеринка хорошо бегала. Беремся за другую мормышку.

Рис. 21-38 Обратите внимание, мы паяли мормышку на деревянной доске, и в месте, где лежала мормышка, дерево обгорело (рис. 21-38). Укладываем новую мормышку не в чистое место, а туда же, и благодаря этому нижняя часть мормышки не будет затекать припоем, и нам не придется ее чистить.

Рис. 21-39

Рис. 21-40 Укладываем чашечку мормышки на обгоревший участок доски, берем крючок, протравливаем его ортофосфорной кислотой (рис. 21-39) и залуживаем (рис. 21-40).

Рис. 21-41

Рис. 21-42 Прикладываем крючок к чашечке. Он должен смотреть жалом вниз (рис. 21-41), то есть жало должно находиться со стороны металлической чашечки, как на рис. 21-42 – плоская металлическая чашечка смотрит вверх, и когда мы паяем, надо следить, чтобы не перепутать, и чтобы крючок при пайке смотрел вниз.

Рис. 21-43 Прикладываем и паяем. Поверхность мормышки пока неровная, поэтому капаем на нее кислоты, благодаря которой припой растечется очень равномерным слоем (рис. 21-43). Можно придерживать крючок инструментами – хирургическим зажимом, маленькими плоскогубцами, но лучше всего делать это пальцами. Можно также воткнуть крючок в деревянную подставку, но тогда мы не получим нужной центровки. Так, мы паяем мормышку, чашечка немножко сместилась, мормышка спаялась криво, но мы ничего не сможем сделать. А если придерживать крючок руками, то как увидим, что чашечка немного сместилась, сразу возвращаем ее на место.

Рис. 21-44

Рис. 21-45 Мормышка у нас пока тонковата, надо добавить припоя. Наносим маленькую капельку ортофосфорной кислоты и добавляем припой (рис. 21-44, 21-45).

Рис. 21-46

Рис. 21-47 Пальцы слегка обжигает, и надо дуть, чтобы припой быстрее остыл. Мормышка уже изменила цвет (рис. 21-46), посмотрим на нее сбоку (рис. 21-47).

Рис. 21-48 Толщина мормышки уже хорошая. Кроме того, поскольку мы паяли мормышку на подгоревшей поверхности, припой под нее затечь не смог (рис. 21-48), и нам не придется отчищать ее нижнюю часть. Надо сказать, что при создании маленьких мормышек это довольно большая проблема, потому что, счищая припой, можно повредить и тоненькую серебряную фольгу. Теперь сделаем две мормышки с более выпуклой поверхностью. Их паять несколько сложнее, потому что плоская поверхность хорошо лежит на деревянной доске и не затекает припоем, а с выпуклой поверхностью нужно быть очень аккуратным, потому что если дашь чуть-чуть больше припоя, чем нужно, он затечет с внешней стороны, и будет проблема. Протравливаем кислотой цевье крючка, залуживаем его, прикладываем к чашечке и начинаем припаивать. Действовать надо очень аккуратно.

Рис. 21-49

Рис. 21-50 Как видно на рис. 21-49, припой не дошел до края чашечки. Он немного остынет, нанесем еще немного кислоты, чтобы убрать оксидную пленку, которая не дает припою хорошо растечься, после чего он хорошо запаяется (рис. 21-50). Добавим маленькую капельку припоя.

Рис. 21-51

Рис. 21-52 Все, поверхность ровная.

Рис. 21-53 Поскольку мы действовали аккуратно, серебряная поверхность, на которую прекрасно ложится припой, осталась с обратной стороны совершенно чистой (рис. 21-53). Если бы сюда попала кислота, с помощью которой мы старались сделать поверхность припоя более гладкой, следом за кислотой потек бы и припой, и нам пришлось бы чистить мормышку.

Рис. 21-54 У этой мормышки, как и у двух предыдущих, цевье крючка специально немного вынесено вперед, чтобы она лучше играла.

Рис. 21-55

Рис. 21-56 Паяем последнюю мормышку. Укладываем серебряную чашечку (рис. 21-55), протравливаем крючок кислотой (рис. 21-56).

Рис. 21-57 Залуживаем его (рис. 21-57).

Рис. 21-58

Рис. 21-59 Следует хорошо прогреть крючок, чтобы он пролудился, а не просто слегка дотронуться паяльником. Прикладываем крючок к чашечке, сначала кислоту сюда не капаем, наносим немного припоя (рис. 21-58, 21-59).

Рис. 21-60

Рис. 21-61 Теперь слегка смазываем кислотой (рис. 21-60) и продолжаем паять (рис. 21-61). Во время пайки чашечка стала убегать, мы пальцами поймали крючок и успели припаять его, как положено.

Рис. 21-62

Рис. 21-63 Ждем, чтобы мормышка остыла, затем наносим маленькую капельку кислоты, чтобы убрать оксидную пленку, и добавляем еще немного припоя (рис. 21-63). Крючок надо прижимать к чашечке.

Рис. 21-64 Мормышка пока слишком тонкая, надо будет добавить еще немного припоя паяльником. Наносим последнюю капельку (рис. 21-64).

Рис. 21-65 Промываем мормышки в мыльном растворе (рис. 21-65), чтобы убрать остаток кислоты, а затем сгладить все шероховатости, которые на них образовались.

Рис. 21-66 Обрабатываем мормышку по периметру надфилем, чтобы сгладить все неровности, придать более аккуратную форму (рис. 21-66). Теперь нам надо просверлить отверстия. Сверление отверстий – это довольно ответственный момент, нельзя промахнуться. Бывает так, что начинаешь сверлить, и отверстие идет под углом, но немного косит или влево, или вправо, а не ровно по центру. Это, в общем-то, небольшая проблема, мормышка висит немного вниз и под углом, но работать она будет прекрасно, так что особенно переживать не стоит. Но, исходя из эстетических соображений, лучше, чтобы отверстие было просверлено ровно и аккуратно.

Рис. 21-67

Рис. 21-68 Для того чтобы просверлить отверстие, нужно немного накернить мормышки, чтобы сверло не скользило по поверхности. Не обязательно это делать молоточком, можно просто рукой (рис. 21-67), чтобы сверлу было за что зацепиться. Отверстия будем сверлить под углом (рис. 21-68).

Рис. 21-69 У нас пробито отверстие под углом около 45 градусов (рис. 21-69). Тут точных углов достигать не нужно, действовать приходится чисто опытным путем. Если сверло плохо работает, его можно периодически опускать в мыло или в стеарин, и оно будет лучше сверлить. Мы просверлили отверстия в мормышках, и они практически готовы. Теперь нам остается оснастить их стеклянным бисером, поставить ограничитель, чтобы бисер не соскакивал с крючка, и зашлифовать. Возьмем бормашинку и как следует зашлифуем поверхность мормышки, чтобы она была блестящей. Серебряный цвет, в принципе, хорош, но чтобы мормышка радовала глаз, она должна быть блестящей. Через несколько дней яркий блестящий цвет поблекнет, мормышка станет более матовой. В принципе, именно тогда она и станет по-настоящему рабочей, потому что хорошая безмотыльная мормышка должна иметь серебристый матовый цвет. И потом уже можно придавать ей любые оттенки с помощью маркеров. Зашлифовываем поверхность мормышки. Когда мы работаем с войлоком, нужно быть очень внимательным, потому что поверхность войлока ворсистая, она очень легко может зацепиться за жало крючка, и мормышка в этом случае просто вырывается из пальцев, вылетает и может попасть куда угодно – в худшем случае, в глаз. Мормышка при этом будет потеряна, но гораздо хуже, если будут какие-то увечья, поэтому действовать нужно очень аккуратно и осторожно. Я специально закрываю жало пальцами, чтобы крючок не смог зацепиться за войлок. Мормышки готовы к оснащению крючков. Темный осадок можно убрать пальцами, потом промыть – это уже окончательная обработка. В принципе, окончательную обработку лучше делать, когда мормышка полностью оснащена бисером. Очень важно просверленное отверстие аккуратно раззенковать, потому что если здесь останется острая грань, то тонкая леска, на которую мы будем ловить, может легко перетереться. Как правило, перетирается она не со стороны припоя, а со стороны металлической чашечки (серебряной, медной или латунной). Поэтому нужно хорошо зачистить это отверстие, чтобы ни в коем случае не оставалось острых кромок.

Рис. 21-70 Теперь берем мормышку с плоским верхом, зажимаем заднюю часть плоскогубцами и немного приподнимаем (рис. 21-70). В нижней части мормышки образуется рифленость, убирать ее не обязательно, можно оставить. Проделываем то же со второй мормышкой. Это делается чуть выше отверстия.

Рис. 21-71

Рис. 21-72 Теперь надеваем бисеринки. Самый универсальный цвет бисера – желтый. Надеваем желтую бисеринку и фиксируем ее маленьким кусочком кембрика, тоже желтым (рис. 21-71). Можно экспериментировать с разными цветами, но если у вас на мормышке несколько бисеринок разного цвета, желательно, чтобы хотя бы одна из них была желтой, например, как на рис. 21-72, поскольку желтый цвет любит любая рыба.

Рис. 21-73 Безмотыльная мормышка готова к ловле. Теперь мы делаем следующее: берем водостойкий маркер и закрашиваем тыльную сторону в черный цвет (рис. 21-73).

Рис. 21-74 Получается довольно уловистая комбинация – серебристый верх и темный низ (рис. 21-74). Но иногда в солнечную погоду, или если у нас светлый фон дна, следует слегка закрасить верхнюю часть мормышки. Не обязательно стараться, чтобы окраска была равномерной, главное, чтобы общий фон приманки был темным. Окраски мормышки водостойким маркером хватает на день рыбалки, но если мы часто снимаем рыбу с крючка, окраска сходит быстрее. Тогда мы достаем маркер и снова подкрашиваем мормышку. Оснастим и три оставшиеся мормышки, а затем протестируем их в аквариуме. При тестировании будем стараться достигнуть того, чтобы мормышка работала на самой малой частоте: мы слегка покачиваем кивком, и мормышка должна начать двигаться. Она даже может не двигаться сама, но бисер будет скользить по крючку, этого достаточно. И потом, постепенно, с увеличением частоты, мормышка начнет делать кивающие движения, а при еще большей частоте перестанет совершать кивающие движения и начнет мелко вибрировать всем телом. Причем вибрировать будет и сама мормышка, и бисер. Хорошая мормышка работает в очень широком диапазоне и даже звенит: мы играем и слышим, как бисеринка бегает по цевью, и раздается звон. Такие мормышки прекрасно ловят рыбу.

Рис. 21-75 На рис. 21-75 показаны интересные мормышки для глубинной ловли, на них очень хорошо отзывается лещ, крупная плотва.

Рис. 21-76 Особенность таких мормышек состоит в том, что крючок у них подвижен. У мормышки на рис. 21-76 когда-то был тройной крючок, остался двойной, но рыба берет ее очень хорошо.

Рис. 21-77 Мормышка по типу козы (рис. 21-77) имеет два крючка. Она имитирует какое-то водяное насекомое, и два крючка имитируют то ли ножки, то ли усики. Бывают моменты, когда рыба лучше берет приманку с двумя крючками, чем с тремя или с одинарником.

Рис. 21-78 На рис. 21-75 показаны три мормышки. У одной из них хвостик приподнят, у другой опущен, у третьей носик приопущен вниз. Это сделано специально. Их объединяет то, что сверху они крепятся за петельку (рис. 21-78), и крепится она, как блесна, то есть к этой металлической петельке подходит петля из лески. Таким мормышкам несвойственна такая болезнь, как перетирание лески в отверстии мормышки, например, в отличие от мормышки на рис. 21-77. И на более тонкой леске они могут служить более надежно, поскольку узел в месте соприкосновения металла и лески более надежен. Такие мормышки работают на малых частотах, на плавном покачивании, и рыба их берет очень хорошо.

Отправить сообщение об ошибке
Если нашли ошибку в тексте выделите ее мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+ENTER, укажите правильный текст без ошибки.


Похожие статьи

 Правильная стрельба под водой
 Лодочные моторы Tohatsu
 Модернизируем балду
 Правильная подсечка
 

Сайт является частным собранием материалов и представляет собой любительский информационно-образовательный ресурс. Вся информация получена из открытых источников. Администрация не претендует на авторство использованных материалов. Все права принадлежат их правообладателям